Несколько фактов о маяках. Самые-самые…


Трудно представить себе более загадочное и романтическое сооружение чем маяк.
Даже в наш технологический век вид огня, горящего на вершине характерной «башни» близ моря, пробуждает воображение, уносит его в те времена, когда маяки были воистину путеводными звездами в мире, полном тайн и опасностей.
Сейчас морским путешественникам помогают ориентироваться бесчисленные навигационные приборы и системы. К их услугам ГЛОНАСС, GPS, точный прогноз погоды, возможность связаться для консультаций с любой точкой мира. Все опасные места отмечены на картах и помечены великим множеством навигационных знаков. Сциллы, Харибды и сирены, губившие отважных мореходов прошлого, не угрожают больше нам. Гигантские осьминоги не утаскивают суда на дно, и даже шторм не налетает совсем уж неожиданно.
Мир стал предсказуем. Но огни на вершинах маяков продолжают служить нам .
Когда же они зажглись впервые? Какой маяк самый высокий? Самый легендарный?
Самый старый из существующих? Самый красивый? Почему он светит так ярко?
Правда ли, что за изобретение, связанное с маяком, изобретатель получил Нобелевскую премию?
Первые маяки, скорее всего, появились вместе с первыми мореходами, т.е. тысячи лет назад, и представляли собой металлические емкости с отверстиями – вроде корзин – в которых горел уголь или дерево. Древняя легенда рассказывает нам о нимфе Геро, которая зажигала огонь на берегу, чтобы указать путь плывущему к ней Леандру.
Самый древний маяк, сведения о котором дошли до нас – это маяк мыса Сигеум близ Геллеспонта, который светил еще в седьмом веке до нашей эры.
Самый старый из действующих маяков
Самый старый из ныне действующих маяков – в гавани Ла-Корунья, в Испании. Он служит морякам с 1-го века до н.э. и по легенде, в его основании – камни, заложенные самим Геркулесом. Маяк, конечно, с тех пор перестраивался. В стенах его основной башни – следы римской кладки, а его башенки построены уже в 18-м веке.
Другим старинным действующим маяком является Ирландский Хук Хэд (Hook Head), построенный монахами в V веке. В его постройке использовали известняк, а для связующего раствора - жженую известь с кровью быков. На территории России самый первый маяк был построен в 16-м веке на острове Хийумаа в нынешней Эстонии, на высоте 67 м. над уровнем моря. Это маяк Кыпу, высотой 102 м. Он самый старый на Балтике.
маяк Кыпу
В 1941 г. Маяк пострадал от налета фашистской авиации, но устоял. В 1980-х маяк укрепили «рубашкой» из железобетона.
А самый легендарный – это, конечно, Александрийский маяк Фарос. Он был построен в 3-м веке до н.э и светил почти тысячу лет. Конец ему положили землетрясения в период с 1 по 5 век н.э., в результате которых он постепенно разрушался и наконец пришел в упадок.
Александрийский маяк
В период своего расцвета Александрийский маяк был самым высоким сооружением мира (около 120-150 м). Это было высокотехнологичное для того времени сооружение, состоявшее из 3-х ярусов. Лестница, ведущая к вершине, позволяла доставлять дрова на повозках, запряженных ослами. Александрийский маяк на острове Фарос был одним из чудес света. В настоящее время археологи изучают основание этого маяка и его обломки, найденные на дне Александрийской гавани.
Другим легендарным, но, увы, пока не подтвержденным археологическими свидетельствами маяком и одним из чудес света, был Колосс Родосский. Этот маяк представлял собой фигуру бога Гелиоса с факелом. Гигантский Гелиос стоял на входе в гавань Родоса и ослепительно сверкал в солнечных лучах, так как был покрыт отполированными листами бронзы. До наших дней сохранились только его изображения, не вполне достоверные.
Самый высокий маяк- в порте Джидда в Саудовской Аравии, построенный в 1990 году. Его высота 133м.
Самый высокий из действующих маяков
Свет маяка столь ярок потому, что внутри башни вокруг источника света находится линза Френеля.
линза Френеля
Это оптическое устройство было изобретено в 1820 году и помогает увеличить силу света, собирая и отражая его. Она имеет сложную ступенчатую конструкцию. Первоначально источником света в маяках был горящий фитиль, в настоящее время его заменили мощные ксеноновые лампы. Яркость огня современного маяка – около двадцати миллионов свечей.
Старые маяки требовали обязательного присутствия человека, который обеспечивал включение маяка по специальным таблицам восхода и захода Солнца, а также следил за состоянием постройки, обеспечивал ремонт маячных систем. А в случае кораблекрушений рядом с маяком – первым приходил на помощь. Старинные маяки были оснащены вращающейся платформой, которая делала оборот за определенный промежуток времени. Укрепленный на площадке прожектор поворачивался вместе с ней и таким образом свет был направлен то на сушу, то на море - маяк «мигал». Вращательный механизм работал за счет подвешенного на тросе груза: груз стремился вниз, постепенно разматывая трос, который и приводил в движение механизм. После того, как трос разматывался, маяк надо было «заводить», как старинные часы-ходики с гирьками на цепи: вновь поднимать груз, наматывая трос с помощью мускульной силы.
На должность смотрителя обычно брали бывших морских офицеров, иногда должность эта переходила от отца к сыну. Современный маяк может работать без человека, всеми системами управляет автоматика, даже лампы заменяются автоматически, о поломках сообщает система самодиагностики. При необходимости и для регламентных работ на маяк прибывают техники.
Переломный момент, который позволил маякам работать без смотрителя, наступил в 1907 году: Густав Дален создал «солнечный клапан». За это изобретение он получил в 1912 году Нобелевскую премию. Конструкция солнечного клапана позволяет подавать газ в фонарь маяка только ночью или в плохую погоду, используя свойство материалов расширяться при нагреве. В конструкции клапана – колба с четырьмя стержнями, один из них зачернен, вокруг него – три отполированных, которые отражают свет на зачерненный стержень, нагревая его. При нагреве зачерненный стержень расширяется, давит на клапан и перекрывает подачу газа в фонарь, свет гаснет. Когда стержень остывает и сжимается - клапан открывается, газ подается, свет зажигается. Поэтому маяки, оснащенные солнечным клапаном, автоматически включаются после захода Солнца и в пасмурную погоду и включаются с рассветом. Романтичная профессия смотрителя маяка стала исчезающей.
А вот знаменитое фото, которое сделано у побережья Бретани в 1989 году во время шторма, когда на маяк обрушивались 30-метровые волны.
шторм в Бретани, Франция
Со смотрителем все в порядке, он успел захлопнуть дверь и чуть позже его эвакуировали вертолетом. Теперь и этот маяк работает в автоматическом режиме.
Наши Кронштадтские маяки тоже интересны, особенно живописен маяк Толбухин. Этот маяк еще не полностью автоматизирован, и на него как раз ищут смотрителя.