Морские штуковины: КОМПАС

Компас – одно из величайших изобретений человечества, и это не преувеличение. Благодаря возможности ориентироваться на местности без особых «примет» человек обрел свободу перемещения по огромным пространствам, смог освоить и заселить новые территории, стал возможен контакт между отдаленными очагами цивилизации.
История компаса насчитывает даже не века – тысячелетия.
Впервые он появился в Китае, в IIIм тысячелетии до нашей эры и выглядел довольно причудливо: ложка из магнетита c выгнутой ручкой раскручивалась на медной пластине, расчерченной на секторы со знаками Зодиака. После остановки ручка указывала на юг. Именно такой прибор описал Хэнь Фэйцзы - китайский философ эпохи династии Сунь . Похожим прибором под названием ло-пань до сих пор пользуются китайские мастера фэн-шуй (искусства гармоничного устройства жилища). Позже в обиход вошли компасы, в которых в жидкости плавала магнитная стрелка в форме рыбки.
Народы античного Средиземноморья использовали похожий прибор для навигации, но подробного описания его не сохранилось, так как секрет компаса хранился в тайне. Кроме того, магнитный материал в то время был весьма редок.
В Европе компас известен с 12-го века. Устройство его было самое простое: намагниченная стрелка на пробке плавала на поверхности воды. В 15 веке компас приобрел более современные черты – магнитная стрелка вращается на тонком стержне, на корпусе прибора прикреплен круг, разбитый на 16 секторов – румбов. Автор этих усовершенствований – итальянский изобретатель Ф.Джойя.
Позже, в эпоху великих географических открытий, при использовании на кораблях, компас стали подвешивать в кардановом подвесе – чтобы не мешала качка. Позже точность измерений повысилась путем введения вращающейся линейки, которая крепилась к корпусу. К слову, сама эпоха географических открытий стала возможна лишь с появлением приборов, способствующих правильной прокладки курса в открытом море. До этого мореплавание было привязано к берегам, и даже карты той эпохи отражают этот факт, тщательно отображая все приметы береговой линии.
Но поскольку стрелка указывает на магнитный полюс, а не на географический, то для правильной ориентации необходимо было учитывать это отклонение. Уже в древности ученые умели рассчитывать поправку для различных географических пунктов.
В наши дни при мореплавании учитывается не только разница между географическими и магнитными полюсами (магнитное склонение), но и дрейф магнитного полюса – происходит ежегодная корректировка. Кроме того, поскольку на современных судах есть собственные магнитные поля, то их влияние (называемое девиацией), также корректируется – составляется специальная таблица отклонений, производятся регулярные замеры. Конечно, сегодня на судах установлены современные гирокомпасы и электронные компасы, различные навигационные системы, делающие плавание комфортным и безопасным.
Но старый добрый компас с вращающейся стрелкой до сих пор исправно служит туристам и рыбакам, геологам и топографам, яхтсменам и альпинистам, летчикам и морякам.
Кстати, моряки говорят не «кОмпас», а «компАс».
А напоследок – небольшая галерея современных и старинных компасов.