Маяки и Маячная служба ВМФ России.

Маячная служба – это государственная организация, предназначенная для реализации государственных интересов обеспечения мореплавания и его безопасности средствами навигационного оборудования.
Маячное дело в России было заведено Петром Великим в соответствии с потребностями войн с Турцией и Швецией на море. Император лично определял места установки маяков, порядок их содержания.
Маячная служба была установлена в России более 200 лет назад 8 июня (27 мая по старому стилю) 1807 года императором Александром I в период подготовки к переговорам с Наполеоном Бонапартом в г. Тильзит в Восточной Пруссии (Калининградская обл.), где он одобрил предложение Морского министерства о создании Дирекции маяков и лоций.
В Ведение этой Дирекции были переданы маяки и функции по обеспечению навигационной безопасности военного и торгового мореплавания на Балтийском море. По мере появления флотов и развития интересов на других морях были созданы аналогичные Дирекции на Черном, Азовском, Белом и Каспийском морях и на Тихом океане. Деятельностью Дирекций управляли командование соответствующих флотов и Главный гидрографический департамент (с 1886 г. – Главное гидрографическое управление Морского министерства).
Имея в своем ведении высококвалифицированные кадры мореплавателей и строителей, получая в соответствии с утвержденными планами строительства и реконструкции маяков стабильное государственное финансирование, имея соответствующие задачам полномочия и права, Дирекции создали систему навигационного оборудования морей России на уровне передовых морских держав.
В период СССР Маячная служба пережила несколько организационных изменений. К 1935 г. в составе ВМФ были сформированы органы Гидрографической службы, в которые вошли и подразделения Маячной службы. Во время Великой Отечественной войны все средства навигационного оборудования морей были переведены на особый режим работы.
Для оперативного обеспечения действий сил флотов и перевозок морскими судами грузов, в том числе и «ленд-лизовских», были сформированы оперативные отряды, оснащенные маневренными средствами навигационного оборудования.
На освобожденных от врага территориях в кратчайшие сроки восстанавливали штатную работу маяков. В послевоенные годы руководством и специалистами ВМФ была проделана огромная работа по восстановлению и совершенствованию системы навигационного оборудования морей СССР.
Маячная служба создала условия для безопасного в навигационном отношении плавания кораблей ВМФ и торговых судов в морских водах, находящихся под юрисдикцией России.
В настоящее время более 500 специалистов Гидрографической службы ВМФ поддерживают в исправном состоянии более 3500 средств навигационного оборудования, на 150 маяках постоянно проживает обслуживающий персонал. С 2014 года ведется работа по восстановлению и ремонту маяков, внедряются современные светооптические аппараты с альтернативными источниками энергии и системами мониторинга. Ведется работа в Международной ассоциации маячных служб.
Благодаря профессионализму специалистов Гидрографической службы ВМФ система навигационного оборудования позволяет обеспечить безопасность мореплавания.
А здесь Вы можете посмотреть краткую информацию о некоторых маяках РФ.
Информация по материалам Калининградского музея Мирового океана.
Фото1
(увеличить
"клик")
маяк Анива Маяк Анива.
Установлен на скале Сивучья у мыса Анива, который является юго-восточной оконечностью острова Сахалин и северным мысом восточного входа в пролив Лаперуза из Охотского моря. Введен в действие Японией в 1939 году. СССР возобновил действие этого маяка 22 ноября 1945 года.
Фото2
(увеличить
"клик")
маяк Балтийский задний Маяк Балтийский задний.
Установлен в Г. Балтийск на северном берегу Морского канала. Основан в 1562 г. Ныне работающий маяк был введен в действие Пруссией в 1813 г. СССР возобновил действие маяка 11 сентября 1945 г.
Фото3
(увеличить
"клик")
Маяк Большой Тютерс. Маяк Большой Тютерс.
Установлен на острове Большой Тютерс в Финском заливе, расположенном вблизи фарватеров. Введен в действие 8 ноября 1904 г. В настоящее время действующий. .
Фото4
(увеличить
"клик")
Маяк Гогланд Южный. Маяк Гогланд Южный.
Установлен на оконечности о. Гогланд и ограждает Гогландский плес. В 1751 г. остров был огражден световым маяком с юга. Данных о внешнем виде практически не осталось, но действовал он не долго. Деревянный постоянных маяк ввели в действие 1 августа 1861 г. В 1906 г. после перестройки деревянной башни и возведения каменной, маяк принял свой современный вид. В 1950 г. капитально отремонтирован.
Фото5
(увеличить
"клик")
Маяк Канинский . Маяк Канин Нос
Установлен на мысе Канин Нос, отделяющего северную часть Белого моря от Чёшской губы Баренцева моря. Введен в действие в 1915 г. Ныне работающий маяк.
Фото6
(увеличить
"клик")
Маяк Кронштадтский задний. Маяк Кронштадтский задний.
Установлен на восточной стене Военной гавани порта Кронштадт на расстоянии 1,3 мили от переднего Кронштадтского маяка. В створе с передним Кронштадтским маяком указывает безопасный путь на Кронштадтский рейд. Построен и введен в действие в 1915 г.
Фото7
(увеличить
"клик")
Маяк Родшер Маяк Родшер.
. Установлен на острове Родшер. Обеспечивает плавание между островани Гогланд и Родшер. Первый навигационный знак на острове Родшер появился еще в 18м веке. Родшер первоначально был возведен как неосвещаемый навигационный знак в 1811 г., после неоднократно перестраивался. Современный маяк построен в 1950-х гг.
Фото8
(увеличить
"клик")
Маяк Сескар. Маяк Сескар.
Установлен на северо-западной оконечности острова Сескар. Обозначает положение северной оконечности острова и обеспечивает навигацию восточной части Финского залива. Впервые введен в действие в 1725 г. Несколько раз перестраивался. В настоящем виде с 1858 г.
Фото9
(увеличить
"клик")
Маяк Стирсудден. Маяк Стирсудден.
Установлен на мысе Стирсудден на северном побережье Финского залива при входе в залив Бъеркезунд. Обеспечивает плавание вдоль побережья и на подходе к проливу. Построен и введен в строй в 1871 г. В войну был разрушен. Восстановлен в 1954 г.
Фото10
(увеличить
"клик")
Маяк Тарханкутский. Маяк Тарханкутский.
Установлен на мысе Тарханкут – северо-западной оконечности Крымского полуострова. Введен в действие в 1817 г. После войны был восстановлен и начал работу 10 мая 1946 г.
Фото11
(увеличить
"клик")
Маяк Токаревского (Эгершельд). Маяк Токаревского (Эгершельд)
Установлен на южной оконечности «кошки Токаревского», отходящей от полуострова Шкота, пролив Босфор Восточный, залив Петра Великого. Введен в действие в 1913 году.
Фото12
(увеличить
"клик")
Маяк Толбухин. Маяк Толбухин.
Установлен в восточной части Финского залива на островке в 2,8 мили к северо-западу от западной оконечности острова Котлин. Введен в действие 28 (17) августа 1719 г. Был перестроен и введен в действие 4 октября (22 сентября) 1810 г.
Фото13
(увеличить
"клик")
Маяк Шепелевский. Маяк Шепелевский.
Установлен на южном берегу Финского залива вблизи оконечности полуострова Каравалдай. Обеспечивает безопасность плавания на морском пути Невская губа – Нарвский залив. Введен в действие в 1910 г. .