Дирижабли-парусники неба. О провидце Робиде, Гинденбурге и о дирижаблях.

Этот небольшой материал, возможно, не совсем по теме, так как касается не морских судов, а лайнеров другого океана – воздушного.
В начале 20-го века, т.е. относительно недавно, дирижабли считались весьма перспективными судами для освоения воздушных трасс. Они строились сотнями. В Европе тут и там появлялись ажурные сооружения – причальные мачты, к которым причаливали огромные воздушные суда.
В отличии от первых аппаратов легче воздуха – шаров, дирижабли не были игрушкой воздушных потоков : достаточно жесткая конструкция, сигарообразная форма и двигатели позволяли этим гигантам двигаться по нужному пути. Регулярные рейсы связывали Германию, Францию, Америку. На борту таких судов пассажирам предоставлялись удобства, как на океанских лайнерах: прогулочные палубы с панорамными окнами, рестораны с живой музыкой, а каюты были оснащены туалетными комнатами и мягкими кроватями.
Если Вы читали «Гиперболоид инженера Гарина» А.Толстого, то может быть, вспомните несколько эпизодов книги, действие которых происходит на борту подобного дирижабля.
Француз Альбер Робида родился в 1848 году. Это был очень талантливый человек, с живым и острым умом. Талант рисовальщика и писателя привел его в журналистику: он сотрудничал с популярными парижскими изданиями. Его путевые заметки из разных уголков страны, сдобренные юмором и снабженные превосходными зарисовками очень нравились читателям.
Но славу ему принесли книги «Двадцатый век» и «Электрическая жизнь», вышедшие в 1880-х годах. Робида попытался показать, как может выглядеть мир будущего. Его удивительные сбывшиеся прогнозы – тема отдельной статьи. Вот краткий неполный перечень: дамы в брюках (в 19-м веке – неслыханно), климатический катаклизм вследствие техногенной аварии в реакторе, повсеместное электрическое освещение и отопление (это в эпоху печного отопления и только-только появившихся газовых ламп!), телефон, телевизор, дистанционное обучение по аналогу скайпа, «телефонирование с одного небесного тела на другое», биологическое оружие, метро, поддельная еда, заселение Антарктиды и увы, разрушительной силы оружие… На рисунках А.Робиды – множество воздушных судов, мини-дирижаблей, они заполняют городское небо, как автомобили – дороги.
Немецкий инженер Фон Цепплин разработал наиболее удачную конструкцию дирижабля, с жестким корпусом. В 30-х годах 20-го века «Цеппелины» очень популярны. Огромный резервуар этого дирижабля заполнялся водородом, что было опасно. При входе пассажиры должны были сдавать спички и зажигалки.
Самым большим и самым увы, печально известным, стал огромный 245-метровый аппарат «Гинденбург».
Он был оснащен самыми современными на то время двигателями Daimler-Benz. Начало было триумфальным: дирижабль совершал трансатлантические рейсы, фотографии технического чуда попадали на первые полосы газет, а другое новое техническое чудо – кино демонстрировало черно-белые кадры величественного полета небесного властелина и счастливые лица путешественников. Именно кино и поставило точку эпохе расцвета дирижаблей.
Последний полет «Гинденбурга» в 1937 году проходил вполне благополучно: вылетев из Германии, аппарат пересек Атлантику, достиг Нью-Йорка и пролетел над городом так эффектно, что пассажиры с прогулочной палубы «Гинденбурга» смогли помахать зрителям на смотровой площадке знаменитого Эмпайр-стейт-билдинг.
Снижение и причаливание дирижабля снимали на кинопленку. И бесстрастный аппарат запечатлел катастрофу – возгорание, быстрое превращение дирижабля в гигантский огненный кокон, его падение, бег горящих людей…. В катастрофе погибли 36 человек: 35 из 97, находящихся на борту и 1 на земле.
Горящий «Гинденбург» благодаря кино смогли увидеть тысячи людей и эта катастрофа получила большой резонанс: правительство Германии запретило перевозки людей, да и количество желающих совершить воздушный вояж резко уменьшилось. Так подошла к концу эпоха дирижаблей.
Впрочем, возможно, это не конец: интерес к летательным аппаратам легче воздуха переживает некоторый подъем: вместо взрывоопасного водорода используется инертный газ, экскурсионные дирижабли вновь пользуются популярностью. Один из современных дирижаблей имеет весьма оригинальную форму.